13:11
Особенности речевого поведения телеведущей К. А. Прошутинской

Язык средств массовой информации современные исследователи справедливо называют основным средством воздействия на массовое сознание. Для него характерны тенденции к расширению свободных жанров, упрощение цензуры, нередки использования жаргонной лексики, заимствований и неологизмов.

Наиболее показательно в этом отношении телевидение. Основой любой телепередачи является речевое поведение ее участников. Под речевым поведением понимается система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно адекватной тональности и стилистике [1].

Объектом нашего изучения является анализ стратегий и коммуникативных приемов телеведущих. Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов [2].

Картинки по запросу телеведущей К. А. Прошутинской

Предметом изучения стали особенности речевого поведения телеведущей К.А. Прошутинской. Некоторые аспекты данной проблемы рассматривала в своих работах Л.В. Уховой [3].

Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена как повышением интереса к индивидуальным особенностям речевого поведения, языку СМИ, так и феноменом увеличения влияния различных телепрограмм на мысли, чувства, поведение и деятельность людей.

Целью нашего анализа в данной статье является изучение особенностей речевого поведения телеведущей Киры Александровны Прошутинской.

К.А. Прошутинская – популярная российская телеведущая, продюсер, соавтор 132 программ для различных каналов, среди которых такие, как: «Народ хочет знать», «Жена. История любви» и др. С нашей точки зрения, это выдающаяся медийная личность, которая характеризуется яркой индивидуальностью и харизмой, речь ведущей является образцом для подражания.

Наблюдения показали, что речь телеведущей всегда отличается такими коммуникативными качествами, как правильность, логичность, точность, уместность, выразительность, образность, богатство и др. В особенности обращает на себя внимание факт использования весьма разнообразной лексики: от высокого стиля до разговорной речи. Как говорит сама телеведущая, жаргонизмы и обсценная лексика не вызывают у нее такого неприятия, как использование таких манерных («тусовочных») слов, как вкусняшка, пока-пока, приветики и под.. Телеведущая тем не менее использует в своих программах неологизмы, заимствования и даже элементы молодёжного сленга (респект, круто и пр.) [4].

Несомненно, что эффективность общения и гармоничное взаимодействие участников телепередачи обеспечивают коммуникативные качества речи обоих собеседников, но в особенности – телеведущего. Речевое поведение К.А. Прошутинской безупречно: оно отличается спокойствием, отстранённостью, порой умиротворением, речь её размеренна, манеры располагают к себе собеседника, голос тихий, тон доброжелательный, искренний, что благоприятно влияет на обстановку в студии [3].

Обращает на себя внимание и то, что телеведущая обычно ведет себя достаточно сдержанно, ее речь лаконична, вопросы четко сформулированы, часто ведущая ставит собеседника в сложную ситуацию выбора, а иногда требует однозначного ответа «да» или «нет». Это приводит к тому, что гости программы вынуждены отвечать категорично, а значит, в последующие минуты им придется отстаивать свою точку зрения, а иногда и выслушивать критику со стороны зрителей: «Каждый год в вузы нашей страны поступает огромное количество молодых людей на платной основе, они дают государству и вузу миллионы, куда тогда деваются эти деньги?», « А когда повысят уже зарплаты педагогам (выпуск 04.06.2012, тема выпуска: Сможет ли сокращение в вузах реально повысить качество высшего образования?).

Анализируя программу «Народ хочет знать», можно, однако, заметить немалое количество провоцирующих вопросов со стороны ведущей, причем основная их часть имеет оценочный и даже некий негативный оттенок: «А может быть, что мы россияне некие бараны с рогами, когда нам люди говорят, что это хорошо, а мы этого не понимаем?» «Разве можно так строго судить, не зная всех подробностей ситуации?» (выпуск 28.05.2012, тема выпуска: Как повлияет на российскую экономику ограничение оборота наличных денег? Готова ли Россия к переходу на безналичный расчет?). Это объясняется, как нам кажется, тем, насколько телеведущая заинтересована в теме своей программы, как ее волнуют те или иные остро стоящие перед страной вопросы. Такая тактика используется с целью получения быстрого, а значит честного ответа, у гостей нет времени обдумать, взвесить и дать «нужный» результат.

Исходя из этого, можно сказать, что для ведущей важны не ответы на вопросы с целью получения информации, а сам процесс общения, который с каждым вопросом будет перерастать в серьезный спор, дебаты и даже дискуссию.

Что касается новой программы Прошутинской «Жена. История любви», то речевое поведение телеведущей здесь выглядит несколько иначе. Поражает умение ведущей создать в студии комфортную обстановку, атмосферу взаимопонимания, исповедальности. Телеведущая задает очень точные, конкретно поставленные вопросы, при этом она не доминирует, дает возможность гостье высказаться.

Следует отметить, что Кира Прошутинская полностью погружается в историю собеседника, она очень тонко чувствует душу, переживает каждый эпизод из жизни героини. Нельзя не заметить, что и в этой телепередаче ведущая иногда нагнетает ситуацию, перебивает собеседницу: «А как Наташа? Почему так получилось?» (выпуск 11.01.2015 с Н. Королевой), «Нет, Лола, вы оправдываетесь! Вы знаете, что ошибаетесь!» (выпуск 02.03.2015 с Л. Милявской). Но это не влияет отрицательно на ход интервью, наоборот, в студии идет оживленное обсуждение, при этом собеседники искренне улыбаются, шутят.

Интересен и тот факт, что телеведущая к своим гостям относится как к давним знакомым, это можно заметить по выбору обращений: «Да, Наташ, вы правы», «Лола, ну зачем вы так о своих родителях?», «Спасибо, дорогая Лола, вы меня порадовали своим ответом»  (выпуски 11.01.2015 с Н.Королевой и 02.03.2015 с Л. Милявской). Нет какой-либо формальности и высокого тона, есть только теплое, неформальное, добродушное отношение к собеседнику. Все это характеризует стратегии речевого поведения.

Таким образом, излюбленной стратегией речевого общения К.А. Прошутинской является доброжелательное сотрудничество, искренность, соблюдение «кодекса» доверия. Это можно заметить по тому, что ее высказывания всегда кратки и точны, интонация обволакивающая, приятная, располагающая, она всегда контролирует свою речь, не допуская резких замечаний. Отличительное чертой телевизионного поведения Прошутинской является умение задавать целую серию вопросов подряд, вызывая собеседника на откровенный разговор, в котором перед телезрителями гость может раскрыться совсем в неожиданном свете.

 

Литература:

  1. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ, 2002., 188с.
  2. Максимов В.И. (ред.). Русский язык и культура речи. Учебник. — М.: Гардарики, 2001. — 413 с.
  3. Л.В.Ухова. Речевое поведение телеведущих: эмоционально-экспрессивная лексика (на материале программ К.А.Прошутинской и И.А.Караулова)/ Л.В.Ухова// Ярославский педагогический вестник.-2003.-№2.-с.35
  4. Ю.Борянкова. Нам не хватает просто редакторов или преподавателей русского языка./ Ю. Борянкова // Московские новости. – 2015. - № 664.
Просмотров: 121 | Добавил: Liliya_Faizullina | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar